Комплекс услуг по доставке в любых направлениях,

таможенной очистке и сертификации товаров.

Доставка, сертификация и таможенное

оформление товаров и грузов

Упрощение и безопасность функций

внешнеэкономической деятельности

Ставки автоперевозчиков: вверх или вниз?

Специалисты в области транспортной логистики расходятся в прогнозах динамики цен на грузовые автоперевозки в 2015 году. Часть экспертов утверждает, что в условиях ухудшения показателей российской экономики, а также резкого падения курса рубля рост тарифов по сравнению с прошлым годом составит от 15 до 25%, в то время как остальные, напротив, предрекают не только сдерживание цен во время кризиса, но и их снижение

То, что в условиях экономической стагнации клиенты потребуют от транспортных компаний снижения стоимости доставки грузов, не вызывает сомнений, и, безусловно, какая-то часть автоперевозчиков будет удерживать цены, жертвуя при этом даже собственной прибылью. По мнению заместителя директора Координационного совета по логистике Василия Демина, в первую очередь в зоне риска окажутся небольшие автотранспортные компании и логистические операторы, так как им сложно быстро перераспределять ресурсы для поддержания стабильной экономики предприятия на волатильном рынке. «Но и большим компаниям придется перестраиваться, – отмечает эксперт. – Рассчитывать на стремительный рост, который наблюдался в последние годы, уже не приходится».

Отметим, что затраты автомобильных транспортных компаний складываются из цены топлива, оплаты труда водителей, стоимости ремонта и обслуживания автотранспорта, административных и прочих расходов. «Не менее 30% этих издержек напрямую зависят от курса иностранных валют и растут вместе с ними, а другая часть привязана к рублю, но вследствие ожидаемой в этом году инфляции также существенно увеличится», – отмечает сопредседатель Немецкой логистической ассоциации в России (BVL) Кирилл Власов. По его мнению, росту тарифов на автоперевозки в 2015 году будут способствовать и множество вновь возникших факторов, связанных с усилением административного надзора в сфере транспорта. К ним относятся, в частности, затраты на установку тахографов, ужесточение экологических требований (запрет стандарта Евро-2), введение пропусков на МКАД и КАД в Санкт-Петербурге, оплата проезда по магистралям (3,5 руб. за 1 км), повышение стоимости ОСАГО и пр. «Их совокупность приведет к росту расходов на транспортировку грузов до 30% и повышению цен на автоперевозки на 15–25%», – заключает К. Власов.

Называется и еще одна причина предстоящего подорожания, а именно – новый порядок администрирования НДС, который приведет к тому, что налог придется платить всем и в полном объеме. «До этого года большинство малых и средних автоперевозчиков работали, используя ЕНВД или упрощенные схемы налогообложения, но при этом они продавали свои услуги с НДС через фирмы-однодневки», – поясняет генеральный директор ООО «РИ Лог» Виктор Ерукаев. В некоторых случаях покупатели услуг использовали посреднические компании для дальнейшего возмещения НДС. Кстати, по мнению эксперта, в настоящее время только 40–60% затрат автоперевозчиков действительно генерируют НДС для возмещения, хотя в отчетах таких издержек показывается не менее 90%. «Изменение ситуации добавит к тарифам транспортных компаний в среднем около 10%», – предполагает он.

Вполне возможно, что для клиентов последствия роста тарифов на грузовые автоперевозки частично сгладятся за счет увеличения конечных цен на продукты, и, как следствие, доля транспортных расходов относительно этих цен возрастет незначительно. Удорожание товаров ритейлеры уже продемонстрировали: например, цены на электронику и бытовую технику в российских магазинах начали расти еще в конце прошлого года, и вряд ли этот процесс остановится в 2015-м. Благодаря заранее сделанным запасам розничные цены реагируют на снижение курса рубля с лагом в несколько месяцев, однако после начала закупок техники по новому курсу их прирост в некоторых категориях товаров может достигнуть 20%. О повышении цен в российских торговых центрах в декабре 2014 года объявила и компания IKEA, чьи представители пояснили, что существенное влияние на финансовые показатели работы оказали падение курса рубля, рост цен на сырье и транспортировку товаров. Производители иностранных легковых автомобилей по тем же причинам в течение 2014 года также постепенно повышали цены: так, по итогам 9 месяцев средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составила 990 тыс. руб., что на 9,2% выше аналогичного показателя за 2013 год.

Однако в безоговорочном росте тарифов на автоперевозки уверены далеко не все участники рынка. Некоторые из них предполагают, что снижение общего объема грузовой базы усилит конкуренцию и приведет, напротив, к снижению ставок. «Можно прогнозировать их сокращение в диапазоне от 10 до 20% в зависимости от направления, типа подвижного состава и способности транспортных компаний повышать свою операционную эффективность», – заявляет директор по операциям FM Logistic Александр Павлов, поясняя, что под наибольшим ценовым давлением будут находиться тарифы на доставку грузов в тентованных кузовах. По его мнению, на некоторых маршрутах, например Москва – Санкт-Петербург, снижение тарифов будет минимальным из-за значительного сокращения объема импорта и, как следствие, спроса на доставку товаров. «Но стоимость автоперевозок по круговому маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва должна снизиться на 10–20% в рамках общей тенденции», – уточняет А. Павлов.

Цены на автоперевозки не регулируются государством, и формирует их рынок. Однако не секрет, что зачастую они выгодны клиентам не только из-за действующего механизма конкуренции, но и из-за грубых нарушений водителями режима труда и отдыха и превышения допустимых весовых параметров груженого автотранспорта. «Ужесточение контроля за этими позициями может стать главным фактором, влияющим на ценообразование рынка автоперевозок», – полагает генеральный директор ООО «Нева-Трейлер» Тарас Коваль. По его словам, изменения в этом отношении есть, но скорость и желание государственных органов их осуществлять вызывает больше вопросов, чем ответов.

Кроме того, на ценообразование автоперевозчиков в 2015 году будут влиять разнонаправленные факторы. С одной стороны, значительное понижение и резкие колебания курса рубля по отношению к мировым валютам, а также последствия санкций в финансовом секторе, с другой – превышение предложения над спросом на фоне падающего рынка. «В течение предыдущих 7–8 лет существенное влияние на развитие рынка оказало появление новых крупных автопредприятий, которые быстро увеличивали парки за счет капитализации через оборотный капитал, – отмечает Т. Коваль. – Одновременно уменьшился объем рынка, занимаемый мелкими частными перевозчиками». Теперь в связи со сложностями в финансировании ситуация изменится. Однако с учетом политических трендов сложно представить банки и лизинговые компании в качестве слабого звена. Возможно, ситуацию на рынке изменит банкротство одного-двух страховщиков из ведущего пула компаний, активно работающих в сфере страхования транспорта и грузов.

Итак, однозначного ответа на вопрос о характере динамики цен на автоперевозки в 2015 году не существует. Однако можно с большой долей вероятности предположить, кто именно выживет в кризис на рынке. Очевидно, что в число таких счастливчиков попадут автоперевозчики и логистические операторы, располагающие большим и разнообразным по роду индустрий клиентским пулом, а также те транспортные компании, чьи издержки в меньшей степени зависят от изменений курса иностранных валют.

Источник: [TKS 28.01.2015]

Назад к списку новостей